Телемаханик.руТелемаханик - сайт о телевизорах и телевидении
Телемеханик - Системы связи и телемеханики
Системы телеизмерения Системы телеизмерения предназначены для передачи на расстояние значений различных электрических...
История создания магнитофонов
Но в 1888 году немецкий инженер Э. Берлинер предложил записывать фонограммы не на валик, а на диск. Сила звука передавалась горизонтальным размахом колебательного движения иглы, а его частота - частотой этого движения Такие фонограммы, записанные на диск-пластинку, уже можно было тиражировать. Для этого сначала мелодия записывалась на диск из металла, чаще всего - золота, так как оно достаточно пластичное и гладкое, химически стойкое и твердое, а потому записанная золотая пластинка может сохраняться очень долго. Далее процесс напоминал штамповку блинов. Будущие пластинки нагревались до полутекучего состояния, на них накладывался золотой диск, прижимался и отжимался, после чего пластинка остывала. Получите, слушайте, наслаждайтесь! Дело было выгодным, поэтому очень быстро - уже в конце 19 века - появились звукозаписывающие фирмы, первой из которых была американская RCA VICTOR. К началу 20-го века в мире уже записали 3000 звуковых пластинок с общим тиражом более 4-х миллионов! Первый диск Берлинера ныне хранится в Национальном техническом музее США, как и первый фонограф Эдисона.
граммофон

Каждая фирма называла свою продукцию своим именем. Скажем, одесская фабрика Полякова называла их "поляфонами". Скорость вращения пластинок была от 100 до 70 оборотов в минуту, поэтому они не были взаимозаменяемыми, а запись производилась только с одной стороны. В 1903 году записи стали делать с двух сторон, а в 1925 году, наконец, приняли международный стандарт скорости вращения пластинок - 78 об/ мин. При стандартном диаметре в 25 см время звучания "музыкальных дисков" с одной стороны составляло до 5 минут. Воспроизведение записи производилось в специальных аппаратах, названных "граммофонами" и "патефонами". Пластинка приводилась во вращение пружинным приводом, заводившимся вручную. Одного завода едва хватало на проигрывание одной стороны. Звук "снимался" с пластинки "в обратном порядке", через опускаемую в звуковую канавку стальную иглу, соединенную с мембраной из тонкой фольги. Мембрана преобразовывала механические колебания стальной иглы в звуковые, которые через встроенный в "граммофон" или "патефон" звуковой рупор-резонатор подавались слушателю. Звук получался достаточно громким, но не очень качественным, ибо создать мембрану, одинаково чувствительную к звуковым колебаниям и низких, и высоких частот невозможно.

Кроме того, обладая значительным весом, мембранная система приводила к большому механическому износу звуковой канавки и ухудшению качества звука в процессе пользования грампластинкой. В тридцатые годы иглу соединили с маленьким постоянным магнитом, который поместили между катушками из тонкой проволоки. Колебания иглы передавались магнитику, его колебания создавали в катушках маленькое напряжение звуковой частоты. Вес полученной таким образом магнитной воспроизводящей головки по сравнению со старой мембранной снизился в несколько раз, что уменьшило износ грампластинок. Напряжение с магнитной головки дальше усиливалось устройством на электронных лампах и подавалось на уже привычный для нас и сегодня громкоговоритель. Получился "электрофон", в различных вариациях служащий и поныне и даже переживающий второе рождение. После практически полного исчезновения в конце 1980-х "электрофоны" вновь стали появляться в продаже. Иметь такой сегодня, да еще и набор пластинок к нему - признак настоящего меломана!
В 1948 году американская фирма "COLUMBIA" выпустила долгоиграющие пластинки на скорость 45 об/мин, а чуть позже - 33 об/мин. Время звучания двух сторон такой пластинки составляло уже около 40 минут, появилась возможность записывать целые концерты. Надо сказать, что в СССР внимательно следили за "происками дяди Сэма", и уже в начале 50-х годов продавались электрофоны, позволявшие "крутить долгоигралки". Основных фабрик грамзаписи в Советском Союзе было три: Апрелевская в поселке Апрелевка под Москвой. Ногинская в г. Ногинске, и Рижская. Кроме того, были местные фабрики. Киевская фабрика грамзаписи моментально реагировала на все музыкальные новости, и не успел Ив Монтан в 1956 году допеть свой знаменитый концерт в Оперном театре, как его "Большие Бульвары" уже звучали во многих киевских квартирах.

Репертуар в начале 50-х во многом состоял из старых, "проверенных" довоенных мелодий. "Рио-Рита" и "Утомленное солнце". топ-фишки нынешних фанов музыки-ретро звучали чуть не в каждой киевской квартире. Но - сколько же можно? И репертуар понемногу обновлялся. Большой популярностью пользовались пластинки фирм "SUPRAFON" из Чехословакии, "БАЛКАНТОН" из Болгарии, "AMIGA* из Германской Демократической республики, "MUZA" из Польской Народной республики. Эти "плиты", на которых были записаны известные на весь мир эстрадные оркестры, разбирались в момент. Ну. а буги-вуги и рок-н-роллы привозили из солнечного города Сочи, где существовали полуподвальные фирмы, использовавшие для своих записей... рентгеновские снимки! До сих пор храню несколько таких "музыкальных черепов и легких"... Но до Сочи далеко, а об Элвисе Пресли был наслышан каждый, ибо радиоприемник переставал быть предметом роскоши и становился доступным всем. Поэтому народ жаждал иметь возможность завести собственную студию звукозаписи. Таковой мог стать только магнитофон.электрофон

ОТ ШЕЛЛЕНБЕРГА И БЕРИИ ДО "ДНЕПРА"

К началу второй мировой войны звукозапись на граммофонных пластинках достигла достаточно высокой степени совершенства Но был в ней один крупный недостаток: процесс не терпит тряски. Да и время записи было маловато.

Война потребовала большего. Вот где-то в сороковые годы и был построен первый магнитофон. Основное его отличие от прежней формы обработки сигнала было в том. что вместо иглы для записи и воспроизведения звука используется магнитная головка, по которой скользит или специальная стальная проволока, или тонкая лента, одна сторона которой покрыта намагничивающимся составом на основе железа. Так как с самого начала "МАГ" применялся для обслуживания дел секретных, то и точную дату рождения первого в мире магнитофона можно было бы установить, лишь созвав мировой симпозиум секретных служб. Но Вальтер Шелленберг. генерал-лейтенант СД, в своих мемуарах пишет, что в его кабинете все разговоры посетителей уже записывались на магнитную проволоку. Серго Лаврентьевич Берия-Гегечкори в своих мемуарах поведал, что на Тегеранской конференции он организовывал подслушивание и запись разговоров в резиденции Рузвельта. Зная, что степень "технической кооперации" разведок в те времена была весьма высока, можно достаточно точно предположить, что магнитофоны появились в нескольких странах практически одновременно - в начале сороковых годов

Запись поначалу производилась на специальную тонкую проволоку, ибо ничего другого сразу придумать не успели. И предназначались магнитофоны в первую очередь для записи и воспроизведения речи. По мере совершенствования ими стали оснащать радиостудии и радиоузлы - удобно и надежно во всех отношениях: наговорить можно много, но все непонравившееся из выступления легко убрать. Первым советским магнитофоном для "широкого пользования" стал "Днепр", выпущенный в Киеве примерно в 1950-м году. Весили "Днепры" 29 кг. количество их было невелико, а потому "широкая публика* их практически не видела.

Но этот аппарат уже использовал магнитную ленту шириной 6.25 мм - прототип тех. которые применяются и поныне Она была изготовлена на основе целлюлозы, попросту - специальной бумаги. Была она непрочна, часто рвалась. Склеивались первые магнитофонные ленты уксусной эссенцией. Они наматывались на специальную катушку, или, как потом ее стали называть, "бобину". В "Днепр" загружалось до 500 метров магнитной ленты, что давало возможность, при скорости ее движения 18 см/сек, осуществлять запись/воспроизведение в течение 45 минут. Но на этой скорости можно было записывать только речь. На более высокой, почти полметра в секунду, можно было записывать и музыку, но лишь в течение 20 минут. Использовалась лента только в одну сторону, на всю ширину. Если не считать возможности записи, то большого прогресса для прослушивания музыки, по сравнению с грампластинками, "Днепр* не обеспечивал Зато весил значительно больше, чем электрофоны и радиолы, гибрид электрофона и радиоприемника. Конструктивно в облике первого "Днепра" было много от радиоаппаратов специальной техники. В
интерьер квартир того времени, со слониками на комодах и матерчатыми абажурами, он явно не вписывайся. Но на такой магнитофон Н.С Хрущев записывал голоса птиц в своей резиденции в Киеве, размещавшейся в парке недалеко от нынешней станции метро "Шулявская".
В 1953 году появился "Днепр-3". У него также была только одна скорость, но зато более "домашний внешний вид. Через два года - Днепр-5". Внешний вид улучшился, но качество звучания оставалось тем же. по современным меркам - очень низким. В 1958 году, минуя "Днепр-7", в продаже появился "Днепр-9", первый советский магнитофон, предназначенный для двухдорожечной записи, т.е. использовавший половину ширины ленты при ее движении сначала в одну сторону, потом - в другую. На "Днепре-девятом" голос Элвиса Пресли уже становился вполне узнаваемым В 1960-м году выпустили "Днепр-10". По акустическим характеристикам это уже был вполне приличный аппарат, пользовавшийся большой популярностью. Спрос на магнитофоны, особенно на "Днепры", явно превышал предложение Радиолюбители изготавливали такие радиоаппараты по собственным проектам или копируя промышленные образцы Главный атрибут - лентопротяжный механизм - на толкучке в Ново-Беличах стоил 500 сталинских рублей. Промышленный же "Днепр-10" в магазине стоил около двух тысяч.
магнитофон сполис
Казалось, царству "Днепров" на внутреннем рынке не будет конца. Последним в их семействе был "Днепр-14". Венцом же магнитофонов такого, настольного, класса считались "МАГ-8М11". весивший... 52 кг, и "МАГ-59", весивший "всего" 36 кг. Но меломаны требовали не только тяжелые настольные МАГи, но и более легкие, которые можно было бы переносить без риска надорваться. В начале 60-х появился рижский аСпайлис", он же "Эльфа-10". Его характеристики были не хуже "днепровских", но по размерам и весу он был в два раза меньше. "Спайлис" стал любимым магнитофоном советской молодежи, потому что его можно было приносить на вечеринку без необходимости брать такси Конструктивное исполнение "Спайлиса" стало основным для переносных магнитофонов. Началась борьба за уменьшение их веса. В конце 60-х годов в технику магнитной записи стала внедряться четырехдорожечная запись, при которой та же лента стала разделяться по всей длине уже на четыре части-дорожки и прокручиваться четыре раза - два раза в одну сторону, и два раза в другую. Качество самой магнитной ленты, прежде всего ее гибкость и прочность на разрыв, значительно улучшились, ее стали изготавливать на основе материалов из синтетических волокон. в частности - лавсана. Появилась возможность осуществлять стереофоническую запись. Первым советским стереофоническим магнитофоном стала выпущенная в 1966 году московская "Яуза-10". Это по тем временам был "аппарат"! Но... записывать на "Яузу" было нечего. Стереофоническое радиовещание в СССР делало только первые шаги, как и стереофонические записи. Сама же техника радиоприема, звукозаписи и звуковоспроизведения использовала радиолампы, к концу 60-х становившиеся "техникой вчерашнего дня". Радиолюбители, создававшие свои конструкции на транзисторах, уже "обгоняли время" .

Как-то погожим сентябрьским вечером 1966 года на летней эстраде нынешнего Городского сада, тогда - Первомайского парка, я присутствовал на лекции. Ее содержания не помню, но голос Дорис Дэй. вдруг зазвучавший в тишине парка со стороны Мариинского дворца, я запомнил на всю жизнь: "Every body loves a lover...". Парень лет 25-ти, в сопровождении своего товарища, нес симпатичный ящичек, звучавший голосом знаменитой американки. Половина слушавших лекцию бросилась к ним. "Магнитофон? Переносной? На-а-ш?? Киевский??? Опытный? А когда в продажу пойдет?". Так я познакомился с первым украинским, да и советским переносным магнитофоном на транзисторах "Весна". Следующий, немного более совершенная московская "Яуза-20", появился чуть-чуть позже. Эти аппараты весили всего по 5.5 килограмма, могли питаться от "круглых" батареек "для китайского фонаря и работать от них более двух часов.

ОТ "БОБИННИКОВ" ДО "КАССЕТНИКОВ"

И "Весне", и "Яузе", и большинству переносных магнитофонов других советских марок 60-х был присущ недостаток, общий для всех "бобинников" - катушка-бобина" была очень неудобной в обращении. Чтобы начать работу с магнитофоном. начало ленты из катушки "подающей" нужно было вставить в специальную прорезь катушки "приемной", затем прокрутив ее на один-два оборота. Одной рукой это удавалось сделать не всегда. Надежность ленты также оставляла желать лучшего, она могла порваться в любой момент. Развитие тонкопленочных материалов этот недостаток устранило, но размеры катушек оставались значительными, что препятствовало уменьшению размеров самих магнитофонов. Электрическую же часть "Магов" применение транзисторов и интегральных схем позволяло поместить в объемы очень малые. Как быть?
магнитофон яуза
Технический прогресс во многих отраслях привел в конце 60-х к созданию магнитофонной кассеты. В ней в общий корпус
Магнитофон "Сполис" ("Эльфа-10")
вложены и приемная, и подающая катушки. Ширина магнитной ленты была сокращена вдвое, а размеры кассеты были почти вчетверо меньше, чем "бобин", аналогичных по звуковым параметрам. Первые образцы магнитных кассет позволяли производить запись-воспроизведение в течение 45 минут, однако в течение 5 лет это время увеличилось в 6 раз. Лучшие образцы кассет позволяли производить уже стереофонические запись/ воспроизведение в течение 2 часов. Именно создание "МК" дало возможность начать промышленное тиражирование магнитных записей, что при "бобинных" магнитофонах применялось крайне редко. Улучшение качества обработки деталей, из которых изготавливались механизмы протяжки магнитной ленты в кассете, позволило резко уменьшить размеры, вес и энергопотребление о кассетников" в целом. В 90-е стали выпускать "даблдеккеры", своего рода "сдвоенные" аппараты, на которые устанавливались сразу две кассеты, что давало возможность тиражировать записи дома. Срок за такое действо присуждать перестали. Далее появились кассетные плейеры, которые только воспроизводили записи, а затем и "полные" магнитофоны, которые можно было переносить в кармане или на поясе. О весе в килограммы уже никто не вспоминал...

ОТ "КАССЕТНИКОВ" - СНОВА К ДИСКАМ

Всем хороши были кассетные магнитофоны, но тиражировать записи с той же скоростью, что и грампластинки, на них не получится. Ведь грампластинка "печатается" вся сразу, а магнитофонная запись производится последовательно, от начала ленты и до конца, а скорость движения ее до бесконечности увеличивать нельзя, возникнут искажения звука, да и прочность материала, из которого изготовлена магнитная лента, не беспредельна. Как быть? И тут на помощь пришло развитие лазерной и вычислительной техники, с ее "единичками и ноликами", которыми записывается все на свете.

В бесчисленную череду таких "едноликов" с помощью устройств вычислительной техники научились преобразовывать любые электрические и физические величины, в том числе - и звуковые колебания Надо отметить, что чуть ли не с первых шагов кибернетики цифровые сигналы "один-ноль" стали записывать на магнитную ленту, правда, намного шире магнитофонной (Некоторые умельцы, имевшие к ней доступ, делали станки по изготовлению из ленты вычислительной ленту для магнитофонов) Что же. пойти по проторенной дороге - записывать на магнитку звуки, преобразованные в цифровую, "один-нольную" форму? Это было проще, но оказалось, что возможности для записи оцифрованного звука невелики. Зато тонкий луч лазера позволяет делать на поверхности определенных материалов тончайшие "царапины", которые устройства вычислительной техники сосчитают как те же "единички и нолики", что кибернетики научились записывать на магнитную ленту еще полвека назад. Вот только количество их, сделанное лазером на единице длины, куда больше, чем количество, сделанное магнитной головкой.

Так для "обращения со звуком" отпала необходимость в магнитной головке и магнитной ленте. Но вновь на сцену вышел пластмассовый диск! Пусть и из другого материала, чем "поляфоны" 1905 года, но все равно - диск! Только вместо стальной иголки стал применяться луч лазера. Вращательное движение относительно толстых пластинок-дисков для работы с "оцифрованным звуком" оказалось более перспективным, чем поступательное движение тонкой ленты. Так появились CD компакт-диски.

Все получилось хорошо. И качество звука у записей на CD высокое, и количество их на одном диске, при многократно меньших его размерах, было сравнимо с долгоиграющими пластинками добрых старых электрофонов. Вскоре кибернетики разработали новую, МР-3 систему обработки "оцифрованного звука", что позволило многократно увеличить количество записей на диске того же размера, что и CD. Но оставался недостаток, присущий и электрофонам, и магнитофонам: наличие механического привода, вращающего диск или двигающего ленту...

Ученые и инженеры и здесь нашли выход, додумавшись до изобретения кристаллов памяти сверхбольших объемов. Появившиеся "флэшки", размером всего лишь как две сигареты без фильтра, позволяют записать на одной все оперы Верди и Чайковского. вместе взятые. Правда, до профессиональной записи на таких носителях пока не дошло, но появились диктофоны.
Портативный катушечный транзисторный магнитофон "Яуза-20"
Один из лучших переносных кассетников СССР - магнитофон "Соната". На нем "Sony" и цифровой "Olimpus", для сравнения - спичечный коробок
позволяющие делать стереофоническую запись-воспроизведение в течение... трех суток подряд и больше. При размерах меньше пачки сигарет, современные цифровые диктофоны, не имея механических электроприводов, имеют качество обработки звука, о котором владельцы Днепров самых поздних модификаций могли только помечтать...

Много прошло времени после появления на свете первого "Днепра", магнитофон давно перестал быть редкостью. Сегодня уже никто не хвастается: "У меня есть "МАГ"! Потому что пра-пра-правнуки 50-килограммовых "МАГов". есть в каждом доме. Сами же те громоздкие радиоаппараты по большей части давно по выбрасывали, они стали раритетами. Но я с грустью и нежностью смотрю на сохранившиеся у меня в рабочем состоянии первый советский электрофон высшего класса, рижский "Аккорд-001", и киевский магнитофон "Днепр-10", "боевой, непромокаемый", побывавший не на одной вечеринке. Руки не поднимаются, чтобы выставить их из квартиры. Почему? Они дарили мне свободу...

По материалам журнала "Наука и техника"