Телемаханик.руТелемаханик - сайт о телевизорах и телевидении
Телемеханик - Системы связи и телемеханики
Системы телеизмерения Системы телеизмерения предназначены для передачи на расстояние значений различных электрических...
Развитие цифрового телевидения
Наконец, в 2010 году в России и Восточной Европе объявлено о запуске 3D-вещания с объемным изображением. Проект осуществляет российская компания "Платформа HD" совместно с корейской Samsung (та, которая делает телевизоры, способные быстро менять картинку и синхронизировать ее с затворными очками) и с российской корпорацией General Satellite (разрабатывает приставку с нужным программным обеспечением). Это будут транслируемые в 3D через спутник кинофильмы, спортивные передачи и телешоу. Запустить телеканалы в 3D планируется на базе вещательного комплекса "Платформы HD" и крупнейшего спутникового оператора России "Триколор ТВ". Развитие цифрового телевиденияСроки запуска и объем 3D-вещания на данный момент в стадии согласования. Тестовое вещание со спутника некоторое время шло, что подтвердило возможность достаточно легко передавать 3D-сигнал на уже имеющемся трансляционном оборудовании. Понятно, что у абонентов должны быть соответствующие ресивер и телевизор.
Но существует и определенная проблема в том, что делает "Платформа HD" (и, например, английская Sky). Сейчас side by side (стереопара) склеивается в один кадр, что является наиболее легким путем, однако приводит к несовместимости с обычными телевизорами. Обычный телевизор будет показывать рядом две сплюснутые картинки. На этапе, когда начинается трансляция, надо идти по правильному пути, а именно передавать информацию отдельными видеопотоками (elementary stream) или как основной поток плюс дополнительные изменения, тем более что существует принятый MPEG стандарт для "правильной" передачи. При этом обычные декодеры будут показывать основной видеоканал, что обеспечит совместимость с существующим оборудованием. Так что, если подход с отдельными видеопотоками укоренится, можно будет избежать сложностей в дальнейшем, коими многие компании пренебрегают, сосредотачиваясь на маркетинговых преимуществах. Ведь черно-белые телевизоры принимали цветное изображение, и HDTV можно смотреть на маленьком экране, а новый 3D-канал на обычном телевизоре смотреть будет невозможно.
Использование телевизоров с поддержкой стереоскопического изображения, для просмотра которого нужно надевать специальные очки, - вариант, дающий наиболее качественную картинку и глубину стереоизображения. Но многие производители, такие как LG, Philips, Sharp и другие, производят модели 3D-телевизоров, основанные на автостереоскопической технологии, которая позволяет видеть объемное изображение на экране без использования специальных очков. В основе работы автостереоскопического монитора лежит лентикулярный (lenticular) принцип (если вы когда-либо видели стереооткрытку, покрытую ребристым пластиком, это тот самый метод). Экран покрыт лентикулярной пленкой, лучи, проходящие через нее, преломляются, и в левый и правый глаз попадают разные ракурсы изображения, что и создает стереоскопическое изображение.
Врачи советуют относиться к 3D-кино с осторожностью. По статистике, лишь 20% людей воспринимают 3D нормально, остальные 80% испытывают дискомфорт. Так что, прежде чем покупать 3D-телевизор, сходите в кино и убедитесь, что вы входите в те 20%, которым 3D не противопоказано.
Есть, однако, метод получения трехмерного изображения, лишенный перечисленных выше недостатков стереокино - это голографическое кино, которое дает по-настоящему честное трехмерное изображение, возникающее объективно в пространстве, как световая копия реального объекта, а не формируется в мозгу человека субъективно, из стереопары изображений. Андрей Тарковский, считавший цветное кино коммерческим, а черно-белое - более реалистическим и правдоподобным, в 1985 году сказал, что "важнее всего было бы для кино стать голографическим". Голографическое кино и телевидение ждут своего часа, так как современные цифровые устройства пока не могут заменить голографическую пленку. Ее разрешение в 10 000 линий на миллиметр в разы превосходит возможности современных приборов. Есть проблемы со съемкой больших сцен на натуре, с показом для большого числа зрителей и другие, но технический прогресс неумолим и нарастает лавинообразно. Очередной его скачок сделает технологию голографического кино доступной, и к тому времени зритель сделает шаг в кино в прямом смысле, не как пассивный наблюдатель, а как участник или, точнее сказать, персонаж этого фильма, и уже от него, от зрителя, будет зависеть развитие событий в фильме. Сюжет сможет пойти тем или иным путем в зависимости от ваших действий, а "смотреть" его будут не один-два раза, как сейчас (если очень понравился), а многократно, месяцами, так как каждый раз возможно другое, непредсказуемое развитие событий.

По материалам журнала "Машины и механизмы"