Телемаханик.руТелемаханик - сайт о телевизорах и телевидении
Телемеханик - Системы связи и телемеханики
Системы телеизмерения Системы телеизмерения предназначены для передачи на расстояние значений различных электрических...
Развитие кинескопов

Нейтральные фильтры.
Контрастность телевизионных изображений, кроме вышеописанного, может снижаться из-за засветки от внешних источников света (ламп, окон и т. п.), а также из-за так называемых ореолов. Лучи, падающие по нормали на поверхность раздела стекло-воздух, не меняя направления, выходят из экрана кинескопа наружу. Лучи, падающие на поверхность под так называемым критическим углом, не выходят наружу, а скользят по поверхности раздела. Поскольку светящиеся пятна покрывало значительную площадь изображения, а каждое пятно образует ореол, то вся совокупность ореолов так же, как и другие типы засветок, значительно снижает контрастность изображений (особенно их мелких деталей).
Ослабить засветку от ореолов и внешних источников можно, изготовив переднее стекло кинескопа из дымчатого стекла, чтобы оно служило нейтральным оптическим фильтром. Свет от люминофорного покрытия проходит через стекло только один раз, тогда как свет от внешних источников проходит через него дважды, а от ореолов даже трижды, да к тому же не под прямым углом. Поэтому засветка изображений от этих источников заметно ослабляется. Недостаток применения нейтральных фильтров заключается в снижении яркости изображений, в связи с чем применять их целесообразно лишь одновременно с алюминированием экрана, компенсирующим указанную потерю яркости.
На конической части кинескопов наносится внешнее токопроводящее покрытие, выполняющее функции одной из обкладок конденсатора фильтра высокого напряжения.
Формат экрана кинескопов с углом отклонения в 110 градусов из технологических соображений сделан не 4:3, как во всех предшествующих кинескопах, а 5:4. Если в таком случае установить в телевизоре размер изображения во всю высоту экрана, то часть изображения по горизонтали выйдет за пределы экрана. Последнее не очень существенно, так как события и объекты телевизионной передачи, представляющие наибольший интерес, как правило, передаются оператором камеры в центральной части кадра. В то же время так как часть изображения, вышедшая за экран, все равно потеряна, то можно за счет этого увеличить длительность обратного хода строчной развертки (вместо 14% от периода строки взять 22%). Оказалось, что это позволяет упростить конструкцию выходного строчного трансформатора и снизить потребляемую строчной разверткой мощность. Чтобы избежать при этом появления на экране следов обратных ходов (поскольку гасящие импульсы, передаваемые в составе полного телевизионного сигнала, оказываются:недостаточно широкими), гашение обратных ходов приходится осуществлять местными импульсами, вырабатываемыми в телевизоре каскадом строчной развертки.

Взрывозащита кинескопов.
Как известно, атмосферное давление составляет около 1 кг/см2, поэтому только экран кинескопа 47ЛК1Б площадью 30,5Х38,4 см испытывает давление более одной тонны. Это обстоятельство вынуждает принимать меры по обеспечению прочности баллона кинескопа во избежание его раздавливания и взрыва. Однако, несмотря на принимаемые меры, в процессе эксплуатации время от времени происходили взрывы кинескопов, наносившие травмы зрителям и повреждавшие детали телевизоров. Взрывы происходили как под действием ударов или царапин твердыми предметами при ремонте и т. п., так и без каких-либо явных механических воздействий, лишь под влиянием неизбежных изменений окружающей температуры, влажности и атмосферного давления.
Первым методом защиты от взрывов было применение в телевизорах защитных стекол достаточной толщины и прочности. Но защитные стекла пылились, теряли свою прозрачность, давали отражения и засветки и не защищали детали телевизора. Поэтому вскоре было предложено заменить защитное стекло прозрачной поливинилхлоридной пленкой. Но как показала практика, пленка также недостаточно хорошо защищала от взрывов.
Проведенные исследования показали, что наиболее слабым местом кинескопа является область сварки конуса с экраном. Именно в этой области образовывались неоднородности и опасные напряжения на растяжения, приводящие к взрыву. Далее оказалось, что, наложив на эту "слабую" область металлический бандаж и заполнив зазор между бандажом и кинескопом специальным наполнителем, имеющим такой же коэффициент расширения, как и у стекла, можно резко снизить вероятность взрывов, После затвердевания наполнителя взрывоопасная область оказалась изолированной от внешних воздействий, а имеющиеся в ней напряжения - в значительной степени скомпенсированными. Кинескопы с подобной защитой взрываются чрезвычайно редко, вследствие чего получили наименование взрывобезопасных.

Прогресс в развитии кинескопов.
Эволюция в производстве кинескопов характеризовалась неуклонным ростом размеров их экранов (от 18 до 67 см). Одновременно увеличивался угол отклонения луча - 40, 55, 70, 90 и 110', что приводило к уменьшению длины кинескопов и габаритов телевизоров. Кроме того, велись работы по созданию малогабаритных кинескопов с размерами экранов 6-32 см. Первые кинескопы были с круглыми экранами, электромагнитной фокусировкой и отклонением луча, с простейшим триодным прожектором. Позднее были созданы кинескопы с ионными ловушками. Затем была разработана и стала выпускаться новая серия кинескопов с электростатической фокусировкой, прямоугольной формой экрана, углом отклонения 70 и размерами диагоналей 35, 43 и 53 см (два последних размера относятся к кинескопам, выпускаемым как в стеклянном, так и в металлостеклянном оформлении). Экраны трубок сначала изготовлялись из прозрачного стекла, но затем их стали делать из дымчатого. Электронный прожектор в этих трубках был пяти-электронный с ионной ловушкой. Кроме катода, управляющего электрода и анода он имел еще ускоряющий (экранирующий) и фокусирующий электроды. Первый повышал чувствительность кинескопа и обеспечивал более равномерную фокусировку луча по поверхности экрана. Подбором оптимального напряжения на втором достигалась необходимая фокусировка луча.
Затем были выпущены прямоугольные кинескопы с углом отклонения луча 110', а потом были разработаны кинескопы с углом отклонения 110' и размерами диагоналей 47, 49 (50), 59, 61 и 67 см.
Как и все прямоугольные кинескопы, такие кинескопы имели электростатическую фокусировку, Для повышения эффективности отклонения луча в кинескопах с углом отклонения 110 градусов диаметр горловины уменьшен до 29 мм по сравнению с 38 в кинескопах с углом 70 . Переход горловины в конус имеет параболическую форму, что снижает вероятность задевания электронным лучом стенок кинескопа при предельных углах отклонения и срезания в связи с этим углов растра.